Особенности сезонных товаров
В законе о «Защите прав потребителей» есть такое понятие, как сезонность товара. К сезонным товарам относят обувь, одежду и прочие товары, то есть товары с выраженной сезонной направленностью. Чаще всего к таким товарам относится одежда или обувь, произведенная для определенных климатических условий (например, зимние сапоги, зимнее пальто, автомобильные шины зимнего и летнего применения). К сезонным товарам также можно отнести кондиционеры, отопительные системы и другое.
Другими словами сезонные товары – это товары, предназначенные для использования в определенный сезон года: весенний, осенний, летний, зимний.
И тут возникает вопрос, когда у данного товара наступают гарантийные сроки, сроки предъявления требований при обнаружении недостатка в товаре?
Согласно ст. 19 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ) данные требования предъявляются в рамках установленного гарантийного срока, и исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, определяемого субъектами Российской Федерации самостоятельно исходя из климатических условий.
В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 сентября 1998г. №611-р «О сроках сезонности для определения гарантийных сроков и сроков службы товаров сезонного назначения на территории Республики Татарстан» установлены следующие сроки сезонности для определения гарантийных сроков и сроков службы сезонного назначения:
зимний - с 16 ноября по 15 марта;
весенний - с 16 марта по 15 мая;
летний - с 16 мая по 31 августа;
осенний - с 1 сентября по 15 ноября.
В остальном на сезонные товары распространяются общие положения законодательства в сфере защиты прав потребителей.
В случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом согласно ст. 18 Закона РФ потребитель по своему выбору вправе:
- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
А если сезонный товар просто не подошел по форме, цвету, размеру, фасону, расцветке? Что делать в данной ситуации, нужно ли дожидаться наступления сезона?
Данная ситуация регламентируется ст. 25 Закона РФ если вещь (одежда, меховые изделия, обувь и пр.) не использовали, сохранены ее товарный вид, потребительские свойства, ярлыки и пр., обменять ее на другую можно в течение 14 дней, но со дня покупки, а не наступления соответствующего сезона.
Если в день обращения обменять вещь не на что, продавец должен вернуть деньги в течение трех дней. Однако необходимо учитывать, что Правительством Российской Федерации утвержден Перечень товаров, не подлежащих обмену или возврату по указанным выше обстоятельствам.
Альметьевский территориальный орган Госалкогольинспекции Республики Татарстан