Бари и Розалия Музиповы в Новом Каразерике обосновались не так давно, но корни пустили верные.
Крепкая изба-пятистенок из сруба, благоустроенное заботливыми руками хозяев подворье, на отгороженной во дворе зеленой лужайке, вытянув шеи, выражали недовольство непрошеным гостям гуси, громким лаем о себе заявляла дворняга. В День ветеранов боевых действий хозяина дома Бари Музипова посетил глава района Аяз Шафигуллин. Поэтому мы решили чуть ближе познакомиться с героем повествования. Откуда он родом, кем был по профессии, чем живет сегодня, кто его спутница жизни?
Военная выправка ему не изменяет
Уроженец деревни Сатыево Миякинского района Башкирии, Бари Залилович 18 июля отмечает свое 79-летие. Несмотря на солидный возраст, он не утратил военной выправки. Да, его профессиональный путь связан с военным делом. На службу в армии Музипова призвали в 1965 году. Попал в Венгрию, где служил механиком-водителем. Три года пролетели незаметно. Здесь познал такие понятия, как боевое братство и чувство товарищества. Поэтому после срочной службы, он принял предложение командиров продолжить сверхурочную службу. В Венгрии командир взвода, старший прапорщик Бари Музипов служил до 1975 года. Ну а в 1982 году его направили в Афганистан: в должности командира автомобильного взвода он прослужил два с лишним года.
- В чем заключалась Ваша служба? – спрашиваю ветерана.
- Мы занимались перевозкой грузов из Термеза, - сухо отвечает Музипов.
- Из Вашего взвода погибших не было?
- Одного товарища потеряли.
- Чем запомнился Афганистан?
- Отсталая страна. Лет на 600, наверное, отстают от тех же стран так называемого третьего мира. Уровень жизни очень низкий. Не то феодальный уклад, не то рабовладельческий… В некоторой провинции землю пахали на людях. Собственно, там и пахотных угодий-то как таковой нет. Земля каменистая, климат жаркий. Чтобы что-то вырастить, землю таскали, ярусами укладывали.
Продолжение службы в Риге и тихая гавань
Герой повествования получил ранение от взорвавшейся мины. Дальнейшая его служба продолжилась в Риге, в ракетных войсках. К этому времени изменения произошли и на личном фронте – первая жена вышла за другого. Однако связи с детьми Музипов никогда не терял. Правда, старший сын умер от ковида. С дочерью и внуками общаются, встречаются. Собственно, со своей нынешней спутницей жизни, Розалией, они уже сорок лет вместе. Два взрослых сына живут самостоятельной жизнью – работают в сфере айти-технологий. Радуют успехами внуки.
- А как Вы познакомились? – задаю вопрос Музиповым.
- О, эта целая история, - улыбается хозяйка дома. – Дело было в студенчестве, во время учебы в одном из Уфимских вузов. Подруга у меня была из Мияков. Там целый план, думаю, был. Словом, решили меня познакомить с неким офицером. Ну а я сопротивлялась, будто сама не в состоянии встретить свою вторую половину. Показали молодого человека – худющий, чернющий… Заартачилась. Судьбоносной стала вторая встреча. Сама я из Туймазинского района, член Горкома комсомола, активистка и все такое. Оказалось, его сестра работала в Туймазах главным бухгалтером горфинотдела, и Бари приехал проведать сестру. Вот так, мы предполагаем, а Господь располагает. …И уехала я за мужем в Ригу. Работала в Академии наук – корректировала деловые письма на русском языке. Уровень жизни в Прибалтике в те годы был высоким. Муж у меня оказался совершенно замечательным человеком.
- Мы в совершенстве знали латышский язык, - говорит Бари Залилович. – Правда, сперва ходили на курсы. Дети еще с детсадовского возраста говорили на латышском. В 1987 году я уволился в запас по выслуге лет. Были выгодные предложения работы в другой сфере. Но как-то незаметно пришли непонятные девяностые, умерла мать жены, тесть остался один… Словом, мы переехали в Туймазы. С военкомата предоставили трехкомнатную квартиру. Годы шли, здоровья больше не становилось...
- Мы решили убежать от болезней, - говорит Розалия-ханум. – Такая тихая гавань отыскалась в Новом Каразерике. В Уруссу у нас квартира. Вначале думали, пусть этот незатейливый дом будет нашим дачным участком. А теперь и зимой уезжать не хочется. В прошлом году 80 бройлеров вырастили, гусей выращиваем, картофельный огород у нас, сад. Дети, внуки приезжают. Муж ходит на рыбалку. Скучать некогда.
- А где вы рыбачите? – спрашиваю Музипова.
- За нашим огородом порядка десяти озер, - отвечает.
- Что за озера?
- Олы куль, Кара балык куле, Анвар куле, Кэкре куль, Нажар куле… Названия остальных не знаю. В этих водах водятся лещи, щуки…
На придомовой территории, в саду и огороде Музиповых действительно идеальный порядок. Просто и чисто. Во многом это заслуга хозяйки – расторопной, хлебосольной, не лишенной гибкости, природного ума и такта. Они и вправду смотрят в одном направлении. Они не утратили любви к труду, к жизни в целом. Повезло домику в этой деревне. Определенно, эта простая, крепкая изба не захотела зарастать бурьяном и нашла себе хороших хозяев. Каждому опустевшему дому района по таким бы новоселам!
К сведению. Тем, кто служил в Афгане, не надо объяснять, что такое перевал Саланг. Во время войны эта магистраль приобрела стратегическое значение: из СССР через перевал шла основная часть грузов для наших войск и тысячи тонн грузов для афганцев. Здесь проходила главная дорога жизни, по которой советские войска получали топливо, боеприпасы, перевозили раненых и убитых. Советские колонны обеспечения в 80-е годы шли летом и зимой. Они попадали во вражеские засады, машины горели и падали в пропасть. Душманы не раз пытались уничтожить тоннель на Саланге, чтобы прервать поток грузов. За каждое прохождение перевала водителя награждали медалью «За боевые заслуги».
Справка. Бари Залилович Музипов награжден орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За безупречную службу» I, II, III степени, «За отличие в воинской службе» II степени, «60, 70 лет Вооруженных Сил СССР», «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа».
Подробнее: https://yutazy.ru/news/tema-dnya/ne-oni-nasli-domik-v-derevne-dom-nasel-ix