На таких людях деревни держатся

22 июля 2025 г., вторник

Семья Латыповых в селе Байряка в представлении не нуждается: Фирдавес до выхода на пенсию работала медсестрой в местной амбулатории, Ильгизар – осеменатором, водителем в действовавшем здесь колхозе «Коммунизмга».

Они взрастили и дали образование двум дочерям и сыну, которые давно обзавелись собственными семьями. Сын и старшая дочь из села переехали в Альметьевск, а вот одна из дочерей, Гузель, родному селу не изменила – заведует учебной частью в местной школе. К тому же она замужем за крепким хозяйственником: у Халиковых, так сказать, семейный подряд – фермеры занимаются животноводством и растениеводством. Ее муж Сагид продолжает дело отца; знают толк в сельском хозяйстве и сыновья. Правда, пока они еще студенты. Но при любой возможности и на трактор сядут, и дойку коров организуют. Если посмотреть на генеалогическое древо рода Латыповых, то невольно поражаешься ее ветвистости. Из семьи – к семье, из поколения – в поколение передается история дедов и прапрадедов.
- В селе Байряка первым из нашего рода обосновался Морат-бабай, - говорит Ильгизар Саетнурович. – То был 1740 год. Он 1714 года рождения, умер в 1794 году. В молодости, возможно, я особо не задумывался о своих корнях. А с возрастом приходит понимание, откуда в нас все – и характер, и ценностные ориентиры. 
Посещение дома Латыповых аккурат совпал с приездом его сестер из Казани – старшей Маузиры и младшей Ильсияр. К слову, имя старшей дочери дал отец-фронтовик (о Саетнуре Латыпове мы писали в предыдущих номерах). Мать хотела наречь первенца Назирой. Ну а отец, видимо, хотел придать имени дочери более решительное звучание. Герой повествования – пятый ребенок у родителей. В Байряке окончил школу, в отчий дом вернулся после службы в армии.


- Служил я в авиационных войсках, на Амуре, - продолжает Илгизар Латыпов. – На самой границе с Китаем. Морозы там бывали под 47 градусов. Суровый край. Год прослужил, пришла телеграмма о смерти отца. Он, наверное, предчувствовал скорый уход: провожая меня в армию, прослезился. Мать слыла хорошей хозяйкой, за отцом жила, как за каменной стеной. Впоследствии она неустанно повторяла, что никогда бы не подумала, что сможет продолжать жить без мужа. Старший брат в это время жил и работал в Караганде. После того, как мать осталась одна, он спросил ее: «Может, нам вернуться домой?». На что получил ответ: «Не надо, с младшим буду жить».

 
Тут следует заметить, что эта женщина, ее звали Закия, в детстве познала немало лишений. С пяти лет осталась без матери. Воспитывалась мачехой, которая всячески притесняла падчерицу. Впоследствии она повторяла, что жить по-человечески начала лишь в замужестве. Напомним, ее муж – герой одного из наших недавних очерков. Саетнур Латыпов еще до войны 17-летним пареньком работал бригадиром. То есть молодой человек был наделен лидерскими качествами. За ним шли, ему доверяли. Отсюда следует понимать, что и главой семейства он был соответствующим. Мастер на все руки, тем не менее, говорит Ильгизар-ага, он жалел, что не научился игре на гармони. Слова отца запали в душу младшего сына – это дело он освоил в четвертом классе. Более того, герой повествования ремонтирует гармошки и баяны, может собрать из нескольких поломанных одну «новенькую» гармонь. В доме отдельный угол отведен под коллекцию гармошек. На одной из них он любезно согласился сыграть. 


- Мама, проводив нашего отца на войну, - присоединяется к беседе младшая сестра героя повествования Ильсияр-ханум, - сожалела, что не успела родить ребенка. Наверное, думала, что не вернется, и от него ничего не останется. Не знаю, времена ли такие были, или это только в нашей семье так, но нам, детворе, хватало одного сурового взгляда отца, как мы переставали шалить. Дед тоже сурового нрава человеком слыл. Он ходил с клюкой. Бывало, братья силами мериться начнут, стоит деду поднять палку, устанавливалась тишина. Не столько боялись, сколько мыслить начинали в правильном направлении. Отец в дом провел воду, когда этого никто не делал. Когда подруги шли по улице за водой, мне так хотелось присоединиться к ним.


Хорошую жизнь прожили старшие Латыповы. Когда Ильгизар и Фидавес поженились, матери Ильгизара было 62 года. По современным меркам, женщина еще вполне молодая. Но не для тех лет. Что ни говори, раньше люди рано старились и, собственно, рано уходили из жизни. Фирдавес-ханум в дом мужа вошла на правах хозяйки в буквальном смысле. Свекровь скорее помогала невестке, нежели управляла домом. То есть легко передала бразды правления в руки молодых. Оттого, наверное, и ладили. В беседе с Латыповыми, 86-летней Маузирой-ханум в том числе, выяснилось, что все они эстеты – любят окружать себя красотой. Будь-то одежда или убранство в доме. Впрочем, об этом свидетельствует сам дом героев повествования – просторный, светлый, «дышащий». Приусадебное хозяйство также отвечает требованиям самых искушенных садоводов – цветы, множество виноградников, пчелиные улья…
Фердавес-ханум также уроженка этого села. Она проработала в Байрякинской участковой больнице, впоследствии – амбулатории. Больница в 50 койко-мест, она - медсестра в стационаре. В роддоме редко какие дни не оглашались криком новорожденных. Хирург, педиатр, терапевт, зубной врач – все работали не только на байрякинцев, но и для населения близ расположенных сел. Работы медикам хватало.


- А как вы проводили досуг, - спрашиваю Латыповых. – Не только же трудами праведными жить?


- В свое время у нас, наверное, все артисты из Казани и Альметьевска побывали. Ильхам Шакиров, Альфия Авзалова, драмтеатры, кукольный театр… Артисты ночевали у деревенских. А если уж индийское кино в село привезут, на подоконниках клуба мест не хватало. В 1968-м отец купил телевизор. А так телевизор был в школе – приобретен на деньги школьников, которые трудились осенью на уборке картофеля и кормовой свеклы. Так что сельчане ходили «в кино» в школьную канцелярию. 


Да, деревенский уклад жизни, он другой. Здесь ценишь тишину, радуешься дождю… А еще каждый имеет ровно столько, сколько нужно - ни много и ни мало. Чувство меры, получается, есть. Разве что за редким исключением рождается соперничество. Если, скажем, у соседа цветы ярче или забор выше… Но и оно, соперничество, – здоровое. Латыповы ценят свое прошлое, свои корни и с любовью рассказывают о своих предках. Между тем считают, что, если постоянно оглядываться назад, можно упасть. Поэтому у них не отнять современного взгляда на жизнь, дальновидности. Без преувеличения, на таких людях деревни держатся.

Комментарии.
Дочь Гузель об отце:


- Наш папа – совершенно уникальный человек. Он столь разносторонен, что и сегодня не перестает удивлять - пишет картины, отменный плотник… Срубы нового дома, к слову, поднимал единолично. В этом деле наверняка пригодилась любовь к геометрии. Хорошо, что и литература оставалась одним из его любимых школьных предметов. В дальнейшем он помогал нам писать школьные сочинения. Разносторонне образованным человеком был, к таковым относится и сегодня. Активно пользуется интернетом – изучает новое, затем применяет на практике. Папа всегда оставался спортивным. Когда мы были маленькими, мы привыкли, что он ежегодно оставался батыром Сабантуя – забирал главный приз. Легко «жонглировал» 32-килограммовыми гирями. В прошлом занимался коневодством. Помню, из колхозной конюшни нас с отцом было не «вытравить». Я даже подготовила лошадь на Сабантуй, сама участвовала в районном Сабантуе на конных скачках.

 

Подробнее: https://yutazy.ru/news/tema-dnya/na-takix-liudiax-derevni-derzatsia

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International