Поздравить юбиляра пришел глава района Аяз Шафигуллин. Он адресовал виновнице торжества слова самых добрых, самых сердечных поздравлений и пожеланий. Улыбки близких и родных, накрытый яствами стол, цветы, подарки и поздравительная открытка Президента – все это в полной мере заслужила юбиляр, все это ей за пережитые в прошлом лишения и невзгоды. Безусловно, такой солидный отрезок жизненного пути в воспоминаниях нашей героини предстает не только яркими своими страницами. Были в жизни Нагимы-ханум свои треволнения.
- Так получилось, что перед войной я с подругой поехала в Узбекистан, Богдатский район Ферганской области, - рассказывает уроженка Бураевского района Башкирии Нагима Абдульманова. – Думала, вся в шелках приеду. Не тут-то было. Пока гостила, война грянула. Пути-дороги перекрыло. Не об отъезде пришлось думать, а о том, чтобы успеть сто работ одновременно сделать. Трудоустроилась поваром в интернате. Дети, потерявшие на войне родителей, пока попали в наш приют уже многое повидали, много познали горя и боли. Поэтому, поначалу потрясением было видеть, как они в ноги кидались, целовали за пищу им приготовленную. Это сколько нужно было пережить, чтобы такую радость вызывала обычная еда, обычная человеческая забота?
Дело в том, что со вторжением на нашу землю фашистских захватчиков, в Среднюю Азию начали подвозить ссыльных – с Крыма, Кавказа, позже и военнопленных немцев. Немцев под конвоем на обед также приводили в этот интернат. Вот так в одном здании встречались и дети, родителей которых отняла война, и поверженные солдаты гитлеровской Германии. На вопрос: «А жестокость по отношению к пленным работникам была?», почтенных лет женщина ответила: «Нет, никогда». Действительно, какой прок от озлобленности? Только жизнь сокращать.
Долгожительство Нагимы-ханум Абдульмановой скорее - в пищевом ограничении. И, наверное, в умении радоваться малому. Не зря бытует мнение: зная меру, будешь иметь вдосталь. Наш героиня буквально излучает свет своим присутствием. Ее доброжелательность – не прикрытая, исходит от самого сердца. С мужем они взрастили двоих сыновей. Всего-то двоих, а дом буквально переполнен родными и близкими. И неважно, кем приходится Нагиме-ханум та, которую она называет дочерью, тот молодой человек, к которому она обращается как к сыну. Главное, она в кругу близких, среди тех, кому она по-прежнему дорога и любима.
Роза ИСКАНДЕР