В селе Малые Уруссу, состоялось торжественное открытие макета упраздненной деревни Чик-Буляк.

2 июля 2024 г., вторник

Встреча с исторической землей своих предков тех, кто относит себя к потомкам этих уникальных в своем роде людей, стала настоящим событийным мероприятием.

Почин по увековечиванию памяти жителей Чик-Буляка, самой земли, на которой располагалась деревня, принадлежит имаму села Малые Уруссу Камилю-хазрату Абдуллину и его сподвижникам. А их, судя по поощрению подарками и грамотами, немало. Без прикрас, очень многие носители «чикбулякского гена» оказали всяческое содействие в изготовлении макета деревни. На торжество съехались со многих городов и весей представители корней этой земли, а также жители окрестных сел, глава Ташкичуйского сельского поселения Рамиль Валеев, представители руководства района. Глава района Аяз Шафигуллин и Камиль-хазрат Абдуллин перерезали символику торжества — алую ленту, — и собравшиеся чрез врата «Чик-Буляка» вошли в «деревню». Сельская школа, ясли, колодец, таблички с именами тех, чей дом некогда стоял на этом месте...

На мемориальной доске можно было прочесть имена и фамилии жителей деревни. Что немаловажно, возле каждого «дома» остановились потомки Чик-Буляка. Здесь следует изначально расставить все точки над i. Ведь у читателя может возникнуть резонный вопрос: собственно, в чем смысл по «воскрешению» не существующих деревень — мол, сохранить бы ныне действующие. Ответ прост — возвращение к своим истокам столь же важно, как стремление к познанию грядущего. В этот день собравшиеся словно совершили небольшой экскурс в прошлое края.

Итак, 1924 год — год основания Чик-Буляка. Плотность населения села Байряка уже не отвечала потребностям сельчан в земельных наделах. Да и, как отметил Рамиль Валеев, преследовавшие в течение нескольких лет кряду пожары вынуждали байрякинцев осваивать новые земли. Изначально люди просто ходили «на работу» сюда. Далековато. Со временем на опушке леса, изобилующего орешником (орех — чиклэук, Чиклэук-Буляк), решили пустить, что называется, корни. Это в пяти километрах от Байряков. Первым переселенцем из Байряков стал Минлегали Шакиров. Об этом поведала уроженка Чик-Буляка, жительница села Малые Уруссу Разина-ханум Абдуллина, которая вкратце остановилась на истории бывшей деревни и ее людях.

— Впоследствии на эти земли перебрались и другие — Мустафа-ага, братья Шафигулла и Шакирзян Фахриевы, Шариф Ганиев, Газизжан Шакирзянов, Бадыйк Нафиков, Салих Латыпов, Хальфетдин Шарафиев, Харис Хабибуллин... Очень скоро приехали и другие семьи. В итоге деревня разрослась до 38 подворий.

А теперь представим плодородные целинные земли, красоту природы, посреди окруженной лесами деревни — небольшое озерцо, невдалеке — ключевая водица... Райские кущи, да и только. Но... Осваивать земли вручную — непродуктивный труд. Лошади были не у всех переселенцев. Что делают те, у кого лошади имелись? Совместными усилиями они постепенно делают «лошадными» всех. Во время посевной и уборочной также помогали друг другу. Такой вот коммунизм по-чикбулякски, получается. Не было здесь ни чрезмерно богатых, ни бедствующих. Благодаря трудолюбию и так называемому чувству локтя все жили в достатке. В 1931 году чикбулякцы создали колхоз с одноименным названием. Председателем колхоза избрали Минлегали Шакирова. В чьих подворьях содержалось, скажем, две коровы, одну отдавали колхозу. Со временем появились овцеводство, птицеводство, пчеловодство, ремонтные мастерские, кузница, овощебаза, амбары для хранения зерна, животноводческие помещения... Радовала урожайность хлебных нив — доля чикбулякского хлеба в закромах родины была весомой. Здесь жили и работали слаженно. А тут напасть — время репрессий. 1935 год — год образования Ютазинского района. Председателя колхоза вызывают в райцентр. Его обязали назвать несогласного с Советской властью.

— Что вы несете, — ответил безапелляционно Минлегали Шакиров. — Откуда у нас могут взяться люди, недовольные Советской властью? Нет среди нас таковых. 

Не прошло и недели, как председателя вновь пригласили в райцентр. По тому же вопросу. Мол, в соседней деревне нашлись несколько человек, клевещущих на власть Советов, наверняка и в Чик-Буляке найдутся.

— У вас проживает Шариф Ганиев?
— Есть такой, — ответил председатель. — Он простой труженик, ни одного рабочего дня не пропускает, никакого отношения к борьбе против Советской власти не имеет. У него четверо детей, жена на сносях. Если вы его отправите в Сибирь, что их ждет?
Еще раз вызывали, так же безуспешно. В очередной раз Минлегали отправился с вещмешком с сухарями и заявил:
— Среди наших врагов нет. Хотите, забирайте меня самого.

Как тут не вспомнишь классическое: страшна не смерть, страшно бесчестие. Выругались на упрямца, наорали и отправили... не в Сибирь, а домой. Со временем его снимут с должности председателя. Он останется бухгалтером.

Следует отметить, в 1937 году чикбулякцы соберут рекордный по тем временам урожай — 23,5 центнера с гектара. То же самое было и в году 1938-м. За высокие показатели в течение двух лет колхоз «Чик-Буляк» был удостоен диплома второй степени Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и мотоцикла. Однако небывалый трудовой подъем колхозников оборвет война 1941 года. Нового председателя призовут на фронт и бразды правления колхозом вновь перейдет Минлегали Шакирову. Во время войны чикбулякцы в свои семьи приняли эвакуированных. Русские дети ходили в местную школу и очень быстро научились говорить на татарском языке... Как бы то ни было, но в стране стартовала новая государственная программа — укрупнение колхозов. ...Последняя семья эту деревню покинула в семидесятые годы, и Чик-Буляк канула в Лету. Однако память потомков не дает оторваться от корней своих предков: они, корни эти, словно питают их, заряжают и не позволяют гнуться под гнетом жизненных трудностей.

 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International